Отпуск в нашей жизни случается отнюдь не так часто, как хотелось бы. А потому надежды на него мы возлагаются немалые, что, к сожалению, не исключает возникновения непредвиденных обстоятельств. И если с полной отменой рейса или отменой отеля более или менее понятно, что делать (а если и непонятно, то мы расскажем об этом в наших следующих статьях), то, что делать при возникновении ситуации «овербукинг» знают не все, да и смысл этого слова для многих остается загадкой.
Что ж, давайте разбираться.

Овербукинг (от англ. overbooking) означает перебронирование либо бронирование сверх максимального объема.

Несмотря на безрадостное значение слова, овербукинг не так страшен, как может показаться на первый взгляд. При умелом подходе этот непонятный маневр дает туристу возможность повысить класс обслуживания в самолете, выиграть компенсацию или совершенно бесплатно отдохнуть за границей на сутки больше предусмотренного. Поэтому, планируя авиаперелет, каждому туристу неплохо знать, как получить выгоду из любой ситуации.

 

ИСТОРИЯ ОВЕРБУКИНГА

Термин «овербукинг» (англ. «over booking») чисто американского происхождения, и его возникновение связано с маркетинговой политикой авиакомпаний в США, которые позволяли пассажирам отказываться от приобретенного авиабилета и возвращать всю уплаченную за него сумму в полном объеме без каких бы то ни было штрафов, даже в случаях, когда самолет, на который был приобретен авиабилет, уже улетел.

Такая политика была совсем не привлекательной для авиакомпаний, вынужденно перевозивших пустые никем неоплаченные кресла, предназначавшиеся для таких вот отказавшихся пассажиров.

overbooking kak poluchit' vigodu

Чтобы хоть как-то снизить убытки авиакомпаний была разработана стратегия овербукинга — продажа большего количества билетов, чем реальное количество мест на борту. Расчет был именно на то, что определенный процент пассажиров просто не явится на регистрацию, и таким образом «лишних» пассажиров не окажется. Но иногда случались и проколы, когда приходили все пассажиры, купившие билет на рейс.

В таком случае авиакомпании предлагали кому-то добровольно отказаться от полета на данном рейсе взамен целого комплекса услуг, начиная от предложенного в аэропорту ланча и заканчивая проживанием «добровольца» в отеле в ожидании следующего рейса или повышением класса обслуживания на борту, например – замена эконом на бизнес-класс.

Комплекс компенсационных услуг для добровольца обходился авиакомпании существенно дешевле, чем возмещение убытков пассажиру, которому авиакомпания вынужденно отказывала в перелете (в случае если добровольцев не оказывалось). Но, справедливости ради, стоит отметить, что ради хорошего компенсационного пакета найдется немало пассажиров, которые согласятся подождать следующий рейс.

Спорить о том, насколько удобно или законно существование овербукинга для пассажиров, можно бесконечно. И, несмотря на это – само явление до сих пор существует. На практике овербукинг применяется чаще, чем кажется. Турагентства реализуют больше туров, чем способен обслужить оператор. Отели – больше мест, чем есть на самом деле. Однако кто действительно не может существовать без этого явления, это авиакомпании.

 

ВАРИАНТЫ ОВЕРБУКИНГА

  • Плановый. Данные статистики таковы, что на посадку в аэропорт приходит пассажиров меньше, чем реализовано билетов. С учетом этого перевозчик изначально пытается продать билетов больше, чем мест в салоне./li>
  • Ситуативный. В преддверии вылета каждое судно проверяют механики. Случается, что техническое состояние самолета не позволяет ему отправиться в рейс. Тогда пассажиров пересаживают на другой борт, который может иметь меньшую вместимость, чем первоначальный./li>
  • Овербукинг одного класса. Здесь идет превышение числа проданных билетов в конкретном классе: бизнес или эконом. Общая заполненность самолета сохраняется./li>
  • Золотой. Он случается, когда на борту оказываются VIP – пассажиры либо владельцы «золотых» карт. Ответить им отказом им авиакомпания не вправе./li>

overbooking v Rossii

 

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

После того, как выяснится, что желающих полететь больше, чем готов вместить самолет, представители авиакомпании — перевозчика начинают искать пассажира, который будет согласен отказаться от поездки именно в этот день и время. Происходить это может как общим объявлением, так и поочередным опросом. Особо наблюдательные товарищи могут заметить, как «жертва» находится буквально за несколько минут. А размер ее вознаграждения может составлять несколько сот евро.
И это не единственный пример, как оказаться в плюсе, столкнувшись с овербукингом. К примеру, можно вместо оплаченного экономического класса полететь в бизнесе. Это частый выход из ситуации, когда основных мест оказывается меньше, чем пришедших на регистрацию пассажиров, а вот бизнес-класс заполнен лишь частично.

 

СОМНИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА?

Именно так овербукинг выглядит на первый взгляд. Легко представить: человек приобретает билет, планирует время и маршрут, приезжает в аэропорт (заплатив за то, чтобы до него добраться) и тут выясняется, что места на борту закончились, и в полет железная птичка отправится, увы, без него. Эмоции переполняют: возмущение, негодование, огорчение и даже уныние…
Однако не лучше ли подумать, что если это явление успешно прижилось в большинстве стран, значит, плюсы в нем все же есть. Об этом говорят и расценки, по которым исчисляется компенсация на территории Европейского союза.
Например:
Если пассажир летит на расстояние меньше 1,5 тыс. км, а задержка рейса не превышает 2 часа, он вправе рассчитывать на 150 евро в качестве бонуса от авиакомпании. Если больше 2 часов – 200 евро. В случае, когда расстояние превышает 3,5 тыс. км, а вылет будет отложен более чем на 4 часа, размер выплаты составит 600 евро. Если же гражданину по не зависящим от него причинам понижают класс обслуживания, он также получает право на компенсацию. И отнюдь не малую: до 75% от цены билета. И это не говоря о прочих приятных «бонусах» в виде отеля за счет авиакомпании, питания, подарков и т.д.

 

ОВЕРБУКИНГ В РОССИИ

Теоретически, они уже нашли друг друга и давно существуют вместе. Фактически – явление это в нашей стране весьма «дикое», едва ли регулируемое с правовой стороны. Отсутствие законодательства открывает дорогу мошенникам и неблагонадежным перевозчикам, которым выгодно изменять факты в глазах клиентов. Преднамеренную перепродажу такие компании могут объяснить, например, техническими неполадками в системе бронирования.
О необходимости урегулирования этого процесса в российском законодательстве говорят уже давно, но сделано пока очень мало: законопроект, о которым пока только поговаривают, предполагает следующую ответственность и обязательства авиакомпании-перевозчика:

  • сообщить пассажиру, какие другие способы попасть в пункт назначения существуют;
  • при согласии клиента на альтернативный перелет – предоставить место на борту другого самолета и оплатить моральный ущерб;
  • при несогласии – полностью вернуть сумму, потраченную на покупку билета и так же компенсировать причиненный моральный вред.

overbooking1

 

МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ОВЕРБУКИНГА?

Как мы уже говорили ранее овербукинг может быть не плановым и ситуативным, когда у авиакомпании просто нет технической возможности перевезти всех пассажиров, и известно об этом стало за несколько часов до планируемого отправления рейса. Но и в данной ситуации можно попробовать избежать того, что овербукинг выстрелит именно в Вас. Для этого мы рекомендуем следовать нескольким советам:
— Приходить на регистрацию на рейс заранее, в числе первых пассажиров. С той минуты, как посадочный талон оказывается в руках пассажира, его полету уже ничто не угрожает.
— Выбирать электронную регистрацию. Она позволяет вообще не подходить к стойке в аэропорту, если в наличии только ручная кладь. А тем, кто сдал багаж, вообще сложно претендовать на роль «жертвы» овербукинга, даже если очень захочется, ибо поиск нужных чемоданов среди тех, что уже уехали на погрузке, крайне непрост.
Вывод прежний: в плюсе оказывает тот, кто все продумал заранее или пришел в аэропорт вовремя.

 

КАК ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДУ ОТ ОВЕРБУКИНГА?

Может быть, все написанное выше составило впечатление, что овербукинг – это явление постоянное и само собой разумеющееся. На самом деле, редко летающие люди едва ли с этим столкнутся. Рассчитывать на выгоды могут, скорее, опытные путешественники. Как именно?
1. Покупать билеты в пик сезона на востребованные направления. Избегать ранних рейсов. Идеальный вариант, когда вылетов в сутки несколько. Тогда велик шанс, что при отмене одного из них пассажиров пересадят на другие.
2. Подходить к стойке и предупреждать, что в случае овербукинга вы согласны на роль добровольца. Аналогичным образом можно дать согласие и на смену класса перелета. А еще лучше – предоставить свой номер телефона, чтобы специалисты авиакомпании могли быстро выйти на связь.
3. Торговаться, если овербукинг вас уже настиг. Желание перевозчика снизить издержки понятно. Проще предоставить пассажиру ваучер на дальнейший полет в более выгодных условиях, чем выплачивать реальную компенсацию. Однако кто вооружен знаниями, тот, безусловно, в споре выиграет.

 

У МЕНЯ ПАКЕТНЫЙ ТУР, ВОЗМОЖЕН ЛИ ОВЕРБУКИНГ?

Овербукинг, как ни странно, возможен даже при поездке в составе организованной группы. И здесь парадокс: люди, которые боятся путешествовать самостоятельно, даже не подозревают, что сложностей с путевкой может возникнуть куда больше. Перелеты в таких случаях оформляются по-разному. Авиакомпания может выполнять чартерный рейс для исключительно одного туроператора, продать сектор под группу туристов на регулярном рейсе либо перевозить туристов в обычном режиме вместе с теми, кто приобрел билеты сам. Поэтому как именно осуществляет перелеты авиакомпания, и кто будет в приоритете для нее – самостоятельно путешествующие туристы или «туристы-пакетники», никому не известно.

Тем не менее, мы вновь призываем вас не отчаиваться, в случае если Вы сталкиваетесь с проблемой овербукинга. Но есть некоторые моменты, которые стоит знать:

Если рейс оказывается под угрозой, турист имеет полное право разорвать договор с оператором и добиваться компенсации в размере 100% от стоимости путевки. Мера крайняя, любая турфирма попытается не допустить такого развития событий и сделает все, чтобы клиент благополучно отправился в приобретенный им пакетный тур.

Если овербукинг назревает при обратном рейсе, здесь все сложнее. Принимающая сторона, доставив туриста в аэропорт, обычно свои обязательства перед ним с себя снимает. При форс-мажоре она имеет право вести переговоры с оператором, добиваться, чтобы тот создал клиенту максимально комфортные условия ожидания. На деле, случается это крайне редко. И здесь, как бы печально ни звучало, решение вопросов — «дело рук самих утопающих».

И напоследок, универсальный совет от нас – в любой ситуации сохраняйте спокойствие только спокойствие. Практически любую ситуацию вы можете повернуть в свою сторону и получить от нее положительные эмоции. Даже если придется ждать… Разве аэропорты не чудесны сами по себе? Попробуйте насладиться кофе с видом на взлетающие самолеты и почувствовать дух приключений. Впечатляет?

overbooking

Поделитесь с друзьями: